У Тунань

«Однажды, изнуренный тренировками, У Тунань решил броситься в колодец и покончить с собой. Увидя это, У Цзяньцюань сказал: «хочешь от болезней излечиться, и в то же время боишься трудностей, никчемный ты человек»

Мастер У Тунань родился в Пекине 23 января (по лунному календарю) 1884 года в
семье военных высшего ранга.  Его дед – заслуженный боевой генерал, князь
Цзымин-гун (子明), по имени Сянкуй (祥煃) получил первый из трех высших
разрядов Цинской династии и относился к так называемой категории сановников
охраны, носивших меч-дао при сопровождении первых лиц государства (三品一等
带刀护卫).

Отец У Тунаня – князь Лицюань-гун (丽泉公) по имени Цинбинь (庆滨) занимался преподаванием воинского искусства.  Так как родители У Тунаня были людьми уже довольно преклонного возраста, сын родился слабеньким с большим количеством врожденных хронических заболеваний.  Среди этих заболеваний были эпилепсия, астма, гепатит, туберкулез легких, худосочность, малокровие, левая нога была короче правой на семь сантиметров.

C 1893 года в возрасте девяти лет У Тунань стал учиться искусству тайцзицюань у сына Цюанью — мастера Айшэня (爱绅), прозванного Цзяньцюанем (鉴泉), также впоследствии принявшего китайский фамильный знак У (吴) и именно под этим знаком основавшего свой стиль тайцзицюань. Восемь лет проучился у него У Тунань, став его первым учеником, в результате в совершенстве овладел базовым тренировочным комплексом «фиксированных позиций» (ляньцзя 练架, динши 定式), практикой «толкания руками» (туйшоу 推手) и оружием. Для слабого болезненного мальчика это были очень нелегкие годы тренировок.  ​Изучение комплекса тайцзицюань растягивалось на целые часы, пот лился ручьями в независимости от времени года, у слабого  от рождения мальчика мышцы болели и не было сил терпеть.

Однажды, изнуренный тренировками, У Тунань решил броситься в колодец и покончить с собой. Увидя это, У Цзяньцюань сказал: «хочешь от болезней излечиться, и в то же время боишься трудностей, никчемный ты человек». Эти слова сильно задели самолюбие У Тунаня, в нем вскипела кровь воинственных предков, дошедших до самой Европы, взыграло чувство национальной гордости, он поклялся не уронить высокого звания монгола и с утроенной силой взялся за тренировки.

Прежде всего он освоил так называемое «мастерство расслабления» (сунгун 松功), без которого вообще невозможно постижение искусства тайцзицюань. У Тунань обрел способность направлять внутреннюю энергию в любую часть тела, превращая ее в смертельное оружие. Вскоре все болезни отступили, кости ног сравнялись, а сам У Тунань превратился в способного бойца кулачного искусства — тайцзицюань.

В 1901 году по рекомендации У Цзяньцюаня У Тунань поступает в ученики к внуку Ян Лучаня — мастеру Ян Шаохоу (杨少侯) под руководством которого в течении четырех лет овладевает прикладным малоамплитудным скоростным комплексом (юнцзя 用架, сяоцзя 小架, куайцзя 快架) и тем, чем более всего славился Ян Шаохоу — «пространственной» (дистанционной) силой (линкунцзинь 凌空劲). Однако эти четыре года несмотря на хорошее базовое мастерство дались У Тунаню также очень нелегко. Ян Шаохоу был известен как невероятно жесткий боец, любивший «стрелять в людей внутренней силой», по этой причине далеко не каждый решился бы у него учиться, опасаясь за свое здоровье, а то и за саму жизнь. Ян Шаохоу согласился давать У Тунаню частные уроки, он приходил в богатый роскошный дом его родителей, приказывал запереть ставни и двери специально отведенного для тренировок павильона и начинал по своему жестоко но справедливо обучать реальному бою.

Каждый удар Ян Шаохоу либо валил навзничь, либо отбрасывал в стену, иногда очень трудно было сдержать боль, но услышав стон, мастер гневно кричал: «что такое, неужто нет воли?!», а У Тунань только торопился прокричать в ответ: «есть воля, есть, не сомневайтесь!». Свою волю и устремленность к победе У Тунаню также пришлось продемонстрировать, когда ему приказали исполнять скоростной комплекс малоамплитудных движений под составленными в ряд тяжелыми столами из красного дерева.

Одновременно с изучением кулачного искусства У Тунань учится в Пекинском столичном университете (京师大学) сразу на нескольких факультетах, постигая как классическую традиционную науку Китая, так и последние достижения западной науки. Одним из главных учителей стал для него тот самый знаменитый врач Ли Цзыюй, лечивший его в детстве. Именно Ли Цзыюй посвятил У Тунаня в тайны китайской медицины и древнего «учения о вскармливании жизни» (яншэнсюэ 养生学).

В последующие годы У Тунань развивает навыки, полученные от своих учителей, глубоко изучает классические труды по теории тайцзицюань, «Канон Перемен» («И цзин» 易经), исторические материалы, а в 1911 году, в период Синьхайской революции уже и сам пишет работу «Суждение о практике расслабления» («Сунгун лунь» 松功论) и свой знаменитый «Речитатив о пространственной силе» («Линкунцзинь гэ» 凌空劲歌), проливающий свет на это таинственное мастерство тайцзицюань и на этапы его тренировки.

У Тунань всегда подчеркивал, что он прежде всего ученый, и его подход к изучению боевых и оздоровительных искусств осуществлялся именно на основе научного анализа традиционной китайской и современной европейской наук. Он прекрасно владел классической терминологией древнекитайской философии и медицины, но при этом подходил к изучению феноменов «внутренней силы» тайцзицюань на основе достижений физики, химии и биологии. У Тунань первым предложил исследовать движения тайцзицюань и «выпуск внутренней силы» при помощи рентгеновских снимков костей, мышц, органов и излучения биологического поля, результаты оказались поразительными, он пытался описать это еще в своей книге «Национальное искусство тайцзицюань в научном изложении».


Он одним из первых среди китайских мастеров начал с научных позиций исследовать свойства человеческой биоэнергии(生物电) как в плане боевого применения, так и для здоровья человека. Он установил, что у нетренированного по методам тайцзицюань и цигун человека степень раскрытия пор кожных покровов довольно незначительна, в то время как у мастеров именно через поры осуществляется так называемое кожное дыхание всем телом, что позволяет манипулировать биологической энергией, выпуская ее на достаточно большое расстояние, а также затягивая ее извне. Подобная энергетическая сила с одной стороны способствует укреплению иммунитета и общего здоровья организма, с другой стороны, так как биоэнергия носит микроволновый (微波) характер движения частиц, за секунду проходя до трехсот тысяч километров, то с ее помощью можно как бы сканировать любой из окружающих объектов, что особенно важно в бою для того, чтобы уже на расстоянии определить намерения противника и в нужный момент отреагировать. Все эти вещи У Тунань многократно проделывал на собственном опыте, что в несколько раз усилило его способности использования «дистанционной» силы тайцзицюань.

Учитель У Тунань является долгожителем в мире Тацйзицюань. В Китае создано исследовательское общество, где чтут память и исследуют наследие У Тунаня, в самых разных странах создаются Общества и Исследовательские центры, подобные Пекинскому. В России на базе Московской федерации ушу при поддержке одного из учеников У Тунаня – мастера Чжоу И, было создано Исследовательское общество «Тайцзи», целью которого является изучение китайской оздоровительной культуры в целом и в особенности – наследия мастера У Тунаня. Руководитель его на настоящий момент — Андрей Милянюк, кандидат исторических наук, китаист, ученик мастера Чжоу И и мастера Ли Ляня. В работе Общества принимают участие крупные востоковедные организации, такие, как Институт Дальнего Востока Российской Академии Наук, Институт стран Азии и Африки при Московском государственном Университете и др. Общество «Тайцзи» организует научные экспедиции в Китай по местам, связанным с историей тайцзицюань, а также встречи с лучшими представителями этого искусства всех стилей, поддерживает контакты с «Обществом исследований ушу направления духовного наследия У Тунаня», а также со всеми учениками У Тунаня.
 

Материал взят на сайте Андрея Милянюка. Подробнее об Учителе У Тунане: 
https://milyanyuk.ru/category/uchitelya/wutunan

Наши учителя